Категории
3 сентября 2024
304

Основание

Основание

Вероятно вы, друзья слышали про сериал «Основание» (Foundation) или даже успели посмотреть (3 сезона с 2021 года, Apple TV). Снят он по мотивам знаменитого цикла Айзека Азимова и привлёк к себе немало внимания. Принято считать, что произведения фантаста сложно экранизировать: в них слишком много философских диалогов и политических интриг, а не действий. При всём этом этом авторы обещали хранить верность идеям мэтра.

Сюжет «Основания» невозможно пересказать, поскольку действия развиваются в разных временах и географических пространствах, а персонажей так много, что почти все они лишь косвенно участвуют в общих событиях.

Согласно пророчествам, Галактическая империя, охватывающая весь Млечный путь, должна погибнуть.

Учёный создаёт организацию «Основание», чтобы воссоздать цивилизацию после её гибели. В это же время разные кланы и правители пытаются захватить власть, отказываясь от морали и правил...

Лично мне «Основание» доставляет визуальное удовольствие. И часто фон становится интереснее, чем первый план, на котором герои решают личные проблемы...

О ключевых отличиях между книгами и сериалом я расскажу позже.

А сейчас же под впечатлением увиденного решился на небольшой обзор интереснейшей (на мой взгляд) идее возникшей в воображении Азимова – науке «Психоистория», которая применяла математические методы для исследования происходящих в обществе процессов и благодаря этому позволяла предсказывать будущее с высокой степенью точности.

Итак, начнём с предыстории...

В сорок втором году прошлого века Айзек Азимов, двадцати двух лет от роду, находясь под сильным впечатлением от недавно прочитанной книги «История упадка и разрушения Римской империи» британского историка Эдварда Гиббона, решил написать цикл произведений, посвященных развитию цивилизации грядущего человечества.

В представленном им будущем Азимов задумал по возможности сократить, а то и вовсе устранить факторы, способные привести к краху сообщества homo sapiens.

Этому замыслу весьма способствовали внешние обстоятельства: шла вторая большая война, в которой люди самых разных национальностей, убеждений и верований остервенело уничтожали друг друга, и пока непонятно было, кто победит – то ли силы зла в облике рейха, то ли западная демократия.

В результате победила третья сила – Советский Союз, представлявший собой в глазах абсолютно несведущего обывателя свободного мира некую диковинную империю непривычного образца, развивавшуюся по правилам, чуждым англо-саксонскому прагматичному уму.

Все входящие обстоятельства молодой блестящий учёный, разумеется, принял к сведению при разработке сюжетов произведений, вошедших в цикл «Foundation».

Так в воображении Азимова возникла наука «психоистория» – раздел математики, рассматривающий реакции больших групп людей на долгодействующие социально-экономические стимулы.

По сути, имелось в виду точное статистическое прогнозирование будущего, поэтому к своему детищу автор подошёл с наивозможной строгостью.

Для начала он поставил граничные условия.

Как говорят математики, необходимые и достаточные:

  1. Рассматриваемые группы людей должны быть убедительно велики, чтобы стать объектами точного статистического анализа.
  2. У указанных групп должна отсутствовать информация о том, что они являются объектами психоисторического анализа, чтобы их реакции являлись действительно произвольными.

А затем определил признаки, свидетельствующие о наступлении коллапса разумного сообщества, к числу которых отнес:

  • усиление бюрократии;
  • резкое уменьшение проявлений инициативы;
  • навязывание жёсткой кастовости;
  • подавление всякой любознательности;
  • распад социальных структур.

И как следствие – утеря накопленных знаний и превращение ранее поддерживаемого порядка в хаос.

А также наступление периода нескончаемых войн, упадок торговли, сокращение численности населения и утрата общественных связей.

На этом фундаменте и была воздвигнута знаменитая трилогия «Foundation» («Основание»), удостоенная в 1966 году титула «Лучшего цикла всех времён»

Центральный персонаж романов – великий математик Гэри Селдон – крайне озабочен неумолимо надвигающимся крахом Транторианской империи, включающей в себя все галактические миры, заселённые человечество.

Задача Селдона – создать на основе теоретических построений прикладную науку «психоисторию» и с её помощью постараться сократить последующий за распадом Империи период варварства и хаоса до одной тысячи лет вместо предсказанных тридцати.

Поначалу титан мысли Селдон полагает разработку психоистории невозможной – слишком велик объём необходимой для прогнозов информации – но за 18 лет, потраченных на подготовку проекта, он находит способы преодоления трудностей, сводя получаемые данные к обоснованному минимуму.

Итогом трудов Селдона и группы учёных, входящих в проект, становится учреждение двух Академий: первой – призванной сохранять и преумножать накопленные человечеством знания на отдалённой планете Терминус, и второй – использующей для управления мирами, заселёнными людьми, и контроля над ними саму психоисторию, а также безграничные ментальные способности своих избранных сотрудников.

Разумеется, наиболее интересным в цикле является применение психоистории на практике и, конечно же, описание принципов и концепций, заложенных в её базис.

Вот далее и познакомимся с ними поближе...

Итак, продолжим:

В основной трилогии, рождённой гением Айзека Азимова в 1942-1948 годах, он почти не уделял внимания методологии создания новой науки. Азимова больше занимают условия развития кризиса и обстоятельства, влияющие на его характер.

Он рассматривает Империю как гигантскую многоуровневую систему, и это логическое построение приводит его к заключению, что:

  • углубление специализации повышает уязвимость системы;
  • понижение социальной ответственности неминуемо возникает при устранении некоего объекта, ранее долго противостоявшего системе и обладавшего не меньшей инерцией в историческом процессе;
  • постепенные изменения условий существования предполагают либо вовлечение в них огромного количества людей, либо – если будет действовать небольшая страта – ощутимые перемены начнут проступать только через исполинский промежуток времени.

Происходящая при любом кризисе эррозия социальных отношений неизбежно приводит к метаморфозам сознания правящей верхушки.

До наиболее изворотливых и беспринципных деятелей быстро доходит, что перевороты, мятежи и спад торговли в дальнейшем будут только усиливаться.

Значит, возобладает новая логика поведения – скорее хватать то, что плохо лежит.

Честолюбивые и неразборчивые в средствах члены социума тут же начнут активно действовать. И этими своими манипуляциями они лишь ускорят развал системы.

По мере вырождения структуры общественных связей решения, принимаемые центральным правительством, становятся всё более неадекватными.

Всего лишь пятьдесят лет спустя после основания Академий ситуация обостряется настолько, что глава Терминуса Сэлвор Хардин, один из тех, от кого зависит будущее человечества, выступая перед членами Совета восклицает:

«Для преуспевания недостаточно тщательного планирования – необходима импровизация» и «Насилие – крайнее средство некомпетентных людей».

Хаос нарастает, кризисы случаются всё чаще.

Поэтому план Гэри Селдона, основанный на прогнозах психоистории, и построен так, чтобы каждый раз, в момент серьёзного обострения, у Академий, созданных им, не оставалось свободы выбора, а действовать приходилось бы единственным способом и в заранее определённом направлении.

В этом и заключается одно из основных положений психоистории, сформулированных Айзеком Азимовым в более поздних романах «Прелюдия к Академии» (1988) и «Путь к Академии» (1993):

«Минимализм – один из главнейших принципов прикладной психоистории.

Изменения, влияющие на нежелательный ход событий и приводящие его к желаемому, должны быть самыми незаметными, самыми минимальными, какие только возможны.

Любое изменение даёт мириады побочных явлений, а это не всегда позволительно.

Если же изменение слишком велико, и побочных явлений, следовательно, огромное количество, становится очевидно, что итог будет слишком далёк от того, что задумано, и более того – он станет совершенно непредсказуем… В этом суть хаотического эффекта».

И в конце концов математик Гэри Селдон приходит к мысли о разработке упрощённой модели, которая может быть положена в основу его детища.

Вот как формулирует её принцип сам Айзек Азимов:

«Во множестве случаев полезно до предела упрощать задачу и брать для анализа только те свойства и качества предмета или явления, которые важны для понимания.

Если вы, допустим, собрались узнать, как падает предмет, вам нет нужды выяснять, старый он или новый, красный или зелёный и как он пахнет.

Такие характеристики вы попросту отбрасываете, чтобы не усложнять себе задачу.

Такое упрощение помогает лучше уяснить суть явления, чем если бы мы принялись старательно изучать явление само по себе, в его истинном виде».

Для проверки нужно «применить законы психоистории к малочисленному сообществу прошлого и экстраполировать результаты исследования на тысячу лет вперёд».

Тогда можно чётко определить, верно ли выбрана точка отсчёта, ведь все события уже состоялись в далёкой древности.

Обозначив исходную позицию, Азимов с помощью своего alter ego Селдона продолжает прорисовку прикладной психоистории.

Теперь он уже обстоятельно излагает правила когда-то задуманной игры, воспроизводя Транторианскую империю в виде грандиозной коллективной структуры, подверженной, разумеется, всем потрясениям любого человеческого сообщества.

Кризисы не возникают сами по себе, на пустом месте.

Для их наступления необходимо серьёзное влияние на мировой социум целой группы факторов, приводящих к ухудшению общей ситуации.

Основными детерминантами Азимов всегда считал политику, религию, значение традиций, мифотворчество и эмоции.

Насколько он был прав в своих воззрениях?

Ведь с наступлением в начале нового тысячелетия эпохи информационных технологий многое изменилось в жизни человечества.

Попробуем разобраться.

И начнём, как водится, с определений...

После прочтения «Основания» Азимова многие задумались, а возможно ли вообще прогнозирование на долгосрочный период, ведь прогресс в наше время не стоит на месте, да и человек непрерывно эволюционирует.

Айзек Азимов придерживался позиции, что люди не меняются относительно времени.

Однако так ли это? Попробуем разобраться. И как писал ранее – начнём, с определений.

Политика

Ещё Аристотель говорил, что политика – это искусство управлять государством, однако спустя два с лишним тысячелетия его подправил немецкий философ и социолог Макс Вебер, заявив, что политика – это всего лишь стремление к власти.

Учтя и то, и другое мнения, современные политологи отлили в бронзе: политика – это деятельность, направленная на завоевание, удержание и использование государственной власти.

Простенько и со вкусом.

Азимов старался донести до читателя примерно то же самое, утверждая, что политики приходят к власти от имени народа, а затем обтяпывают собственные делишки.

Религия

Трактуется философскими словарями как мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы.

Удобная штука. Особенно, если учесть, что ранее любой монарх преподносился как помазанник божий, а ныне всякая власть тоже, разумеется, от Вседержителя. Ну, а сами церковные иерархи, натурально, посредники между Творцом и рабами его.

И вправду, могучий фактор влияния. Множество пророчеств сбывалось только потому, что в них верили, ведь «обездоленные более религиозны, чем довольные жизнью».

Вера – очень сильный стимул изменения реальности.

Традиции

Это множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение и выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Азимов полагал, что любой народ крепко держится за свои традиции.

Во-первых, они, как правило, основаны на неких прецедентах, помогших избежать большой беды или приведших к счастливому финалу.

А во-вторых, по мере возможности препятствуют внедрению в повседневность чего-либо чуждого и неприемлемого.

Мифотворчество

Так называется специфическая разновидность культурно-творческого процесса, в ходе которого формируются те или иные (мифологические) представления о действительности, оказывающие существенное влияние на эволюцию знания в духовной жизни общества.

Порой легенды и мифы творятся на ровном месте затейниками, кормящимися от власти.

Исключительно с целью придания мыслям масс определенного направления.

Ничего личного.

Эмоции

Сегодняшняя передовая наука определяет их как психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

То есть эмоции служат для оценки человеком окружающего его мира – людей, предметов, явлений и событий.

Азимов был убеждён, что эмоции – весьма неукротимый движитель человеческих поступков.

Гораздо более мощный, чем думают о нем сами люди.

Ну, с определениями, вроде бы, разобрались.

За прошедшие годы сознание людей почти не претерпело изменений.

А вот методы воздействия на психику стали гораздо эффективнее.

На основе новейших достижений информатики промывание мозгов длится 24 часа в сутки. Помните концепцию Окно Овертона?

Куда ни сунься – сплошные политологи и пропагандисты. И это не зависит от страны пребывания, части света и уровня жизни. Вот для США главный враг – Россия, а для России – США. Очень удобно. Пугало поставлено на боевое дежурство, непорядок в стране списывается на внешнего врага.

Всё по Джорджу Оруэллу.

Религия же всегда подливала масла в огонь. Вспомните крестовые походы, Реконкисту и священные войны в средневековой Европе, варфоломеевские ночи всех мастей, братьев-иезуитов и монахов, несущих свет истины в чужие земли, вооруженные джихады и индо-пакистанскую грызню, а также тысячелетнее противостояние католиков и православных. До сих пор копья ломают, кто самее.

Что же до тонкостей информационных технологий – они вовсю применяются при создании нужных властям легенд и мифов практически повседневно. И даже получили имя собственное Face News, или по-русски – фальшивые новости, т. е. информационная мистификация или намеренная ложь в социальных медиа и традиционных СМИ с целью введения в заблуждение для того, чтобы извлечь финансовую или политическую выгоду.

Практически неотличимые от реальных событий подделки, призванные воздействовать на разум, а в первую очередь на эмоции зрителя, слушателя и электората в общей массе.

Про намеренную и целенаправленную фальсификацию истории можно даже не упоминать.

И все эти ухищрения творятся сугубо ради формирования общественного мнения в свою пользу.

Пока спасают от сумасшествия только добрые старые традиции, но и за них взялись довольно серьёзно.

В последнее время их всё чаще пытаются подогнать под нужды чьей-то сиюминутной политики.

Так что появление новых направлений в информатике приводит пока лишь к углублению кризиса.

Опять оказался прав Азимов. Причём абсолютно.

А ведь есть ещё множество более мелких факторов, которые при умелом сложении дают достаточно мощный однонаправленный импульс.

Азимов изначально относил к ним:

  • Непредсказуемые случайности, которые можно возвести в ранг традиций, незыблемых и несокрушимых.
  • Уменьшение объёма знаний во время кризиса, происходящее быстрее, чем тают размеры самого сообщества.
  • Беззастенчивое возвышение одной части общества за счёт унижения другой, возбуждающее жуткую ненависть, не имеющую, казалось бы, никакого разумного объяснения.
  • Ностальгия по замечательному, прекрасному, нехитрому прошлому (большей частью уже мифологизированному), вполне естественная для людей, живущих в хитросплетениях жестокого мира.
  • Взаимная враждебность, так свойственная людям и искусно подогреваемая вождями. «Власть предержащие всегда виновны в том, что происходит вокруг них».
  • Различие моральных норм у разных сообществ.
  • Возможность влияния на ход истории отдельной личности, если личность эта невероятна, непредсказуема и пассионарна.
  • Реакция на противопоставление, где главное – правильно выбрать нужную антитезу.
  • Пересечение интересов правящих элит...

И еще многое другое, перечисление чего только удлинит список, но не добавит к нему ничего принципиально нового.

К счастью, существуют огромные социальная и психологическая инерции масс, и они столь же реальны, как инерция физическая.

Миллиарды людей так просто с места не сдвинешь, несмотря на регулярные старания.

Поэтому Азимов и рассматривает грядущее человечество, как сложный многослойный конструкт.

Чем сложнее этот объект, тем больше вероятность его хаотического развития.

Следовательно, чтобы упорядочить поступательное движение такой штуковины вперёд, к светлому и безоблачному будущему, необходимо подавить хаотичность поисков верного пути за счёт определённых действий, то есть четко выстроить линию поведения масс, существенно ограничив свободу их выбора в неких ключевых точках (моментах).

Автор вкладывает в уста одного из героев – разработчиков психоистории – довольно едкое выражение:

«Выбрал прямую дорогу, так не гляди по сторонам».

По собственному признанию Айзека Азимова, создавая такой конструкт, он опирался на закономерности из мира физики.

Вся квантовая механика, писал он, не способна предсказать поведение одного отдельного электрона.

В её силах лишь предугадать усреднённый характер действий множества электронов, так называемого электронного облака.

Ну, и почему бы не попытаться приложить закономерности микромира к событиям, происходящим в мире обычных величин, где мы с вами рождаемся, живём и умираем?

Тем более, что соответствия эти не единожды подтверждены практикой.

Однако, как заведено от веку, пророка не слышат.

Истины, изречённые им, начинают воспринимать лишь post factum.

И совершенно зря.

Ведь, кроме всего прочего, Азимов назвал ещё и условия для распада общественных отношений во время кризиса:

  • Амбиции правителей второстепенных регионов, желающих объявить о своей значимости.
  • Стихийные бедствия, происходящие, как всегда, некстати.
  • Внезапные (для непосвящённых) войны за передел сфер влияния.
  • Экономические и социальные сбои.
  • Заговоры в высших сферах власти.
  • Крушение мировой инфрастуктуры.

И как вишенка на торте – постоянно изменяемые правила игры, которые задаёт деятельное меньшинство, тянущее за собой безразличное большинство.

Не правда ли, очень знакомая картина.

Достаточно оглянуться кругом.

Сказанное Азимовым повторяется с завидным постоянством, и чем это обернётся в будущем сегодня никому не известно.

Психоистория пока не создана, а Гэри Селдон, вдохновенно исполненный Айзеком Азимовым, ещё не родился.

Некому произнести:

«Мне нужно средство, которое помогло бы упростить подход к созданию психоистории, и мне всё равно, что это будет за средство – математический ли фокус, исторический ли, или вообще что-то совершенно невообразимое».

И чем глубже мы вязнем в неразрешимых проблемах, которые и решать-то никто не собирается, тем дальше мы оказываемся от нами же придуманного будущего, проваливаясь в безнадёжное прошлое.

Наверное, там нам и место, поскольку сами отказались от права на выбор...

Вот мы и подошли вплотную к ещё двум значительным концепциям психоистории, которые, как полагал Айзек Азимов, должны идти отдельными строками и способны придать человеческой деятельности совершенно неожиданные направления.

Первая связана со скрытностью и запретностью, как факторами социальных отношений.

Испокон веку считалось, что всё, находящееся под запретом, обладает привлекательностью.

Даже народная мудрость, уходящая корнями в библейские тексты, гласит:

«Запретный плод всегда сладок», а уж нечто, скрытое от глаз, привлекательно вдвойне.

Недаром случай, связанный с сексуальными предрассудками, а потому названный «Рука на бедре», Азимов вывел отдельным эпиграфом, и позже, в книге «Путь к Академии», заметил:

«В чём ценность психоистории? Грош бы ей была цена, если бы она показывала нам только то, что видно невооруженным глазом. Она должна показывать нам то, чего не видно. А не показывает она нам, во-первых, того, какой из двух вариантов предпочтительнее, а во-вторых, что нужно делать для того, чтобы случилось лучшее, а вероятность худшего значительно упала бы».

То есть психоистория должна учитывать альтернативные варианты, до поры, до времени скрытые под спудом.

По той же причине тайные акции всевозможных спецслужб в уравнениях психоистории должны указываться отдельными значениями. Как-никак они трансформируют реальность вне зависимости от желаний правителей и масс, их действия вызывают жгучее любопытство большинства народа и служат эталоном привлекательности для наиболее романтичных и не отягощённых излишними принципами членов социума. Результаты любых деяний спецслужб просчитать невозможно, ибо замыслы их покрыты мраком.

Вторая концепция напрямую связана с управлением сознанием людей.

Разумеется, Азимов не мог не знать о заинтересованности всех известных истории правителей способами удержания народных масс в нужных рамках.

От бесхитростных лозунгов, вроде «Вся власть Советам!», до сложнейших нейролингвистических формул и информационных технологий, призванных кодовыми символами влиять на окончательные решения.

Высшей ступенью такого подхода следует считать прямое воздействие на сознание человека.

Уже в первой трилогии автор выводит людей-менталов, способных влиять на направление мыслей любого разумного существа. К ним относятся Ораторы Второй Академии и уникум-психократ Мул, в силу своих способностей едва не погубивший план Селдона.

В более поздних романах Айзек Азимов подробно описывает путь создателя психоистории от теоретических построений к её практическому применению, состоявшемуся лишь после появления первого ментала Ванды – внучки главного героя.

Именно это событие Селдон назвал революцией в психоистории.

Тогда же и появились уравнения, учитывающие управление сознанием.

А также полностью сложилась схема развития будущего человечества:

«В одной из наших Академий будут трудиться в основном физики, задачей которых будет сохранение знаний, накопленных человечеством. Эта Академия станет прообразом, зародышем новой Империи. А во Второй Академии будут работать только психоисторики, те, которым будет под силу трудиться над психоисторией сообща, объединив свои сознания. Это будет намного быстрее, чем если бы каждый из них мыслил в одиночку. Во Второй Академии соберутся менталисты, телепаты – называй как хочешь. Они станут руководителями плана, теми, кто будет вносить в него необходимые изменения с течением времени – понимаешь? Они всегда будут оставаться в тени – невидимые наблюдатели, хранители Империи».

Они же будут фиксировать поворотные события, на которых зиждется история, выстраивая путь человечества так, чтобы он не привёл в очередной тупик.

Хотя тот, кто незримо опекает род homo sapiens, должен всегда иметь про запас ещё один вариант:

«Над ним я долго трудился в одном особом мире совершенно особым образом. План этот тоже нелёгкий и кое в чём более радикальный, чем психоистория. Он тоже может провалиться, но когда перед тобой сразу две дороги, то гораздо больше надежды, что хотя бы на одной из них тебя ждёт удача».

Последние романы Азимова написаны так, чтобы как можно более полно раскрыть суть движущих сил истории.

Из них, собственно, и вытекает психоистория, которая может привести к восстановлению привычной Империи.

А может подтолкнуть к абсолютно другому пути.

Над этой дилеммой и размышляют герои продлённой в будущее трилогии «Основание».

Если есть желание – присоединяйтесь к ним...

Публикация ➔TotalShiva
Для того, чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите